Для всех производителей автоэмалей, в том числе и ведущих, актуальна проблема низкой укрывающей способности эмалей некоторых цветов. Связано это с различными причинами, в том числе и с особенностями пигментов, применяемых в производстве «металликов» и «перламутров».
Больше всего проблем при окраске доставляют эмали белой, синей, красной, зеленой и желтой цветовой гаммы. При их использовании, как правило, стремление получить яркие, насыщенные цвета идет в ущерб укрывистости и вызывает повышенный расход краски. Между тем проблема укрывистости любых, даже самых сложных цветов, решается очень просто.
Для начала определим, что такое укрывистость и что такое расход.
Укрывистость покрытия характеризуется минимальной толщиной высушенной пленки, при которой пропадает различимый контраст подложки (черная полоска или черно-белые клетки на пластинах для тест-напыла).
Расход — это количество эмали, которое необходимо для создания покрытия с заданными физико-механическими и декоративными свойствами.
Эти параметры находятся во взаимосвязи, и их взаимное влияние наиболее ощутимо при покраске эффектными эмалями — «металликами» и «перламутрами». Однако некоторые производители ремонтных лакокрасочных систем утверждают, что никаких проблем с укрывистостью у эффектных эмалей нет.
На самом деле проблема плохой укрывистости кроется в неправильном выборе тона грунта, когда мы заведомо создаем «разнотон» между заводским покрытием и зоной ремонта. Наглядным примером этому может служить использование светло-серой грунтовки при локальном ремонте темного «металлика».
В этом случае контрастное пятно грунта будет просвечивать сквозь слой эмали в соответствии с физическими законами отражения световых лучей от поверхности, и при окраске детали количество слоев и, соответственно, расход лакокрасочного материала увеличится. Но стоит всего лишь правильно подобрать тон грунта — и никаких проблем с укрывистостью не возникнет.
Это утверждение можно также проиллюстрировать на примере окраски серебристо-красным «металликом».
Возьмем для теста три пластины: белую, темно-серую и более близкую по тону к эмали серую тест-пластины. Будем послойно наносить на них краску и периодически оценивать результат.
После нанесения первого слоя на белую пластину создастся ложное впечатление, что она полностью прокрашена. На самом деле наш глаз воспринимает не укрываемость эмали, а степень светлоты и цветовой насыщенности покрытия. Белая подложка активно «светится» через прозрачный слой эмали, при этом эмаль кажется очень светлой и ненасыщенной (разбеленной).
Если нанести ту же краску на темно-серую пластину, будет казаться, что получился серьезный «непрокрас». На самом деле «непрокрас», причем одинаковый, имеется на обеих пластинах. Для его полного устранения потребуется нанести 4–5 слоев краски, а то и больше. А избыточное количество слоев при покраске, как мы знаем, может привести к потере адгезии между базовой эмалью и покровным лаком, и как следствие — к необходимости перекраса через непродолжительное время после ремонта.
Если же нанести эмаль на близкую по тону к эмали серую пластину, как ни странно, краска будет выглядеть ярче и насыщеннее, чем на белой, и в целом «выжать» из нее цвет нужный цвет удастся гораздо меньшим количеством слоев.
Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что тон подложки оказывает значительное влияние на укрывистость и если подогнать его под эмаль, можно значительно оптимизировать ее расход .
Еще один пример. Вот, казалось бы, что плохого в том, что под такой вот «металлик»…
… мы подложим желтый грунт. В случае чего, нанесем побольше слоев эмали и все будет в порядке. Нет, ничего не выйдет. Каждый лишний слой светлой краски (особенно если в ее составе имеются интерференционные перламутровые частицы) будет вызывать все более сильный желтый отблеск и искажать цвет. Только подложка определенного тона даст желаемый эффект.
Внимательный читатель обратил внимание, что во всех приведенных примерах важен не столько цвет подложки, сколько ее яркость по отношению к яркости краски. Дело в том, что каждый оттенок цвета имеет определенную степень яркости, и если степень яркости какой-либо эмали совпадает со степенью яркости подложки, то это положительно влияет на укрывистость. Одинаковая степень яркости позволяет получать покрытие нужного цветового оттенка при меньших затратах эмали и за меньшее количество слоев.
Отсюда правило — наиболее подходящая подложка определяется не цветовым оттенком, а яркостью цвета путем выбора тона из ряда «белый-серый-черный». И даже в случае выбора цвета подложки, близкого к покровной эмали, цветовая яркость обоих цветов должна быть одинакова.
Суть в том, что наряду с полноцветным спектром существует шкала серых оттенков, и каждому цветному тону соответствует серый тон на этой шкале. Чтобы достичь максимальной отдачи цвета от краски с минимальным количеством слоев, ее нужно наносить на серый «аналог» (белый, светло-серый, серый и темно-серый и т.д. до черного). Причем эта «серость» никак не проявляется в спектре конечного покрытия, не искажает цвет, как в примере с ярким желтым грунтом.
Все серьезные производители ремонтных материалов следуют этому принципу и обязательно предлагают в своем ассортименте грунты трех цветов: белого, серого и черного. Наиболее универсальный вариант — использование готового серого грунта. А смешивая белый грунт с черным в разных пропорциях, можно получить серый оттенок любого другого тона.
Кстати, серый тон выбран не случайно, а по причине, основанной на физиологических особенностях нашего зрения. Кто-то правильно подметил, что «ночью все кошки серые». В условиях плохой освещенности любой цвет наш глаз воспринимает как тот или иной оттенок серого, а все современные, даже достаточно прозрачные эмали, все-таки задерживают львиную долю световых лучей, отражающихся от подложки. А значит, подложка именно различных оттенков серого цвета позволяет наиболее полно выявить декоративный эффект эмали. Ни желтый, ни коричневый грунт не справится с этой задачей так же, как серый. Не даром большинство производителей при заводской покраске автомобилей используют именно серые грунты.
Итак, правильно подобранный по контрасту цвет грунта — залог качественного и экономичного ремонта лакокрасочного покрытия автомобиля.
P.S. Правильный выбор грунта по тону демонстрирует приведенный ниже плакат (цветовая схема Lesonal), на котором по окружности находятся оттенки эмали, а в центре круга — соответствующие им тоны грунта. На этом плакате прекрасно видно, как яркость цвета краски соответствует яркости грунта.